Ремонт лодочных моторов и катеров

Круглосуточная поддержка по Краснодару и Краю

Михаил

Ремонт и регулировка карбюратора лодочного мотора

Какие моторы сколько расходуют топлива
Как водится во всем мире моторов, в том числе и лодочных, расход напрямую зависит от мощности. Современные моторы, благодаря внедрению новых технологий могут расходовать несколько меньше топлива в сравнении с более старыми, но с той же мощностью. Но эта разница будет не так ощутима.

Принято считать, что двухтактные подвесные лодочные моторы расходуют до 350 мл. бензина в час в расчете на одну лошадиную силу мощности. Для примера: мотор Yamaha 5 CMHS будет расходовать не более 1,75 л./час. (5*350=1750мл). Расход конечно можно значительно сократить если более мягко управлять двигателем и не "крутить" его. Или к примеру чаще ходить на крейсерской скорости, при которой расход вообще будет мизерным.

Четырехтактные моторы более экономичны, как известно. Их расход рассчитывается по следующей формуле: 250 мл. бензина в час в расчете на одну лошадиную силу. И опять же для примера: лодочный мотор Yamaha F9,9FMHS должен расходовать не более 2,5 л./час. (10*250=2500 мл.) Если же брать моторы Хонда, то их расход будет еще ниже, т.к. инженеры Honda уделяют большое внимание именно этому показателю при разработке своих лодочных моторов.
Технические советы
Карбюратор.

1. жиклер холостого хода (холостой ход и малые нагрузки).

Когда двигатель работает на низких оборотах и дроссельная заслонка практически закрыта и
разряжение в диффузоре не большое,топливо - воздушная смесь не выходит из главного жиклера.
На холостом ходу топливо подается через жиклер холостого хода,смешанное с воздухом из воздушного жиклера холостого хода.
Топливо и воздух в пропорции,которая задана положением регулировочного винта холостого хода поступает в двигатель через отверстие,которое расположено над дроссельной заслонкой.
Когда на малом ходу дроссельная заслонка приоткрывается настолько,что она заходит за байпасные отверстия,топливовоздушная смесь начинает проходить через них.

2. Средние обороты.

Когда дроссельная заслонка еще приоткрыта и двигатель работает в диапазоне средних оборотов топливо - воздушная смесь подается и из вспомогательного прохода и из байпасных отверстий.
Также в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки топливо – воздушная смесь начинает проходить через главный распылитель.

3. Высокие обороты.

На высоких оборотах,при полностью открытой дроссельной заслонке,топливо смешанное с воздухом поступающим из главного воздушного жиклера поступает через главный распылитель в диффузор.
Настройка карбюратора лодочного мотора
Если у вашего лодочного мотора наблюдается повышенный расход топлива, неустойчивая работа или снижение мощности, то с большей долей вероятности во всем этом виноват карбюратор. Это сложная деталь двигателя, которая имеет свойство засоряться и накапливать различного рода осадки. В тонкости его работы мы углубляться не будем, но думается всем известно, что он отвечает за топливную смесь, которая подается в камеру сгорания.Если вы подозреваете, что в не совсем хорошем поведении вашего мотора виноват именно карбюратор, не стоит сразу искать информацию по его разборке и настройке. Первым делам рекомендуется поменять свечу зажигания и поставить именно оригинальную, которую рекомендует производитель. То же касается и ГСМ, масло и бензин лейте по возможности такой какой написан у вас в руководстве по эксплуатации. Хотим заметить, что топливо спустя 3 месяца начинает терять свои свойства, а спустя пол года его уже лучше просто вылить и не заливать в мотор, ибо характеристики свои оно уже потеряет

.
Основные момент регулировки карбюратора мотора.

Если ничего из этого не помогает, тогда можно попробовать настроить обороты холостого хода с помощью двух регулировочных болтов. Один из них отвечает за качество смеси, другой за количество. Прогрейте мотор минут 10, затем винтом количества выставляем холостые обороты чуть выше чем стабильные. Затем винтом качества смеси выставляем самые высокие обороты и в конце снова винтом количества выставляем холостые обороты до чуть завышенных стабильных. Такую последовательность нужно пройти несколько раз, пока не получим устойчивые минимальные обороты холостого хода. И внимание! В самом конце, повышенные обороты нужно убирать уже винтом качества, а не количества, как мы делали до этого.

Если после этих регулировок карбюратора мотор глохнет на передаче или при закрывании крышки капота, то попробуйте повысить обороты винтом количества. Так же рекомендуем проверить пружины этих винтов. Если они слабые, то все ваши настройки очень скоро собьются от вибрации. Просто выкрутите винты, растяните немного пружины и вкрутите винты на место. Обогащенность смеси можно проверить если резко сбросить газ на ходу, мотор не должен заглохнуть.

Идем дальше. Если у мотора такие симптомы как:

  • мотор глохнет при наборе оборотов
  • в прогретом состоянии плохо запускается
  • неустойчивые холостые обороты
  • увеличенный расход топлива

То причину их нужно искать в поплавковой камере, а точнее это свидетельствует о повышенном уровне топлива в ней.


Если же у вас заметно снизилась динамика разгона и также наблюдаются проблемы работы на холостых, то у вас возможно низкий уровень топлива в поплавковой камере.

Изменяя угол язычка поплавка, можно отрегулировать уровень топлива в камере. При увеличении уровня топлива язычок толкает запорный клапан и он в свою очередь перекрывает подачу топлива. Язычок встроен в корпус поплавка и его (язычок) чаше всего делать из мягкого металла и как раз изменив немного угол язычка можно заставить клапан раньше или позже перекрывать подачу топлива. Но не спешите сразу гнуть его на 45%, изменять угол нужно совсем чуть чуть. Для этого хорошо подойдет плоская отвертка. После изменений проверяйте работу мотора. Каких то более конкретных рекомендаций дать не можем, т.к. все модели индивидуальны в этом отношении. Можете заглянуть в мануал своего мотора и посмотреть заводские настройки карбюратора и сравнить с текущими и попробовать откорректировать в случае расхождений.

Также следует проверить поплавок на герметичность. В случае наличия в нем топлива, поплавок нужно запаять, если нет возможности, то временно можно заделать щели мылом, т.к. бензин его не растворяет. Еще проверьте игольчатый клапан на предмет засорения, окислов, отложений и смол. Они могут появиться в результате ненадлежащего хранения мотора в зимний период. Проверить работу игольчатого клапана и узнать не залипает ли он можно подув во входной топливный штуцер, поплавковая камера в нижнем положении свободно пропускает воздух, в перевернутом закрывает клапан и воздух не должен проходить.

Перед настройкой угла язычка сначала рекомендуем проверить общее состояние карбюратора. Посмотрите не засорены ли топливные каналы и жиклеры. Если уж разобрали карбюратор то все тщательно промойте, жиклеры продуйте. Для зачистки мелких отверстий воспользуйтесь леской.

Еще одной причиной нестабильной работы лодочного мотора может быть топливный насос. На маломощных моделях насос имеет мембранную систему. Сама мембрана, хоть и редко, но рвется. Тут поможет только полная замена насоса.

Следует проверить также всю электрику, отвечающую за подачу топлива, оно должно беспрепятственно доходить до карбюратора, нигде не должно быть никаких подтеков. Если же все исправно, а мотор не заводится, то в случае 2-х тактного мотора проверьте состояние лепестковых клапанов, они располагаются сразу за карбюратором. Симптомом их некорректной работы будет выплескивание топлива из диффузора при попытке завести мотор.


Регулировки карбюратора Mercury 30 - 40
Неисправности, причины которых часто ищут в топливной системе, могут в действительности быть вызваны совершенно другими узлами и блоками, например, неисправность в одном или нескольких приведенных справа узлах и деталях, может создать впечатление, что неисправной является топливная система.

1. Гребной винт
2. Свечи зажигания
3. Система регулировки времени зажигания
4. Напряжение искры зажигания
5. Компрессия (сжатие) в цилиндрах
6. Язычковые / пластинчатые клапаны
Направление потока топлива в системе
Модели с ручным запуском
Fuel Inlet – Впускной штуцер
Fuel Filter – Топливный фильтр
Fuel Pump – Топливный насос
Pulse Line – Импульсная линия
Lower Crankcase Check Valve – Нижний обратный клапан картера
Carburator – Карбюратор
Primer Bulb - Заливочная груша / Подсос
Bleed Line - Сливная линия (Линия стравливания)
Check Valve - Обратный клапан

ОСТОРОЖНО При проверке и испытании системы начального запуска с заливочной грушей строго соблюдать все меры, требования и правила ТБ и противопожарной безопасности. Горючее при сливе необходимо направлять в емкости установленного образца; перед работой с системой все горящие воспламеняющиеся материалы должны быть потушены, а искровые источники выключены.

ПРИМЕЧАНИЕ: Заливочная груша / подсос (для начального запуска холодного двигателя) на моделях с ручным запуском предназначена для подачи в двигатель богатой горючей смеси во время запуска в холодных условиях. При нажатии на грушу или ее сдавливании топливо от нее нагнетается во впускной коллектор через шланг и штуцер на стороне коллектора. Когда груша отпущена, в груше создаются условия всасывания и топливо втягивается в нее через шланг из поплавковой камеры карбюратора. Для того, чтобы определить правильность работы системы запуска с начальной подачей топлива от груши, нужно снять с впускного коллектора заливочный шланг начального пуска и надавить на грушу. При каждом нажатии на грушу из этого шланга должно выходить топливо.
Направление потока топлива в системе
МОДЕЛИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ЗАПУСКОМ
  • Fuel Inlet – Впускной штуцер
  • Fuel Filter – Топливный фильтр
  • Fuel Pump – Топливный насос
  • Enrichment Valve – Клапан обогащения смеси
  • Lower Crankcase Check Valve – Нижний обратный клапан картера
  • 2 PSI Check valve – Давление на обратном клапане 2 фунта на квадратный дюйм
  • Carburator – Карбюратор
  • Primer Bulb - Заливочная груша / Подсос
  • Check Valve - Обратный клапан
  • Pulse Line – Импульсная линия
  • Oil Injection Pump – Насос подачи масла
  • Oil Reservoir – Масляный бак
  • Pressure Relief Valve – Клапан сброса давления
  • Bleed Line - Сливная линия (Линия стравливания)
Направление потока топлива в системе
МОДЕЛИ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ЗАПУСКОМ НА РУМПЕЛЬНОЙ РУКОЯТКЕ
  • Fuel Inlet – Впускной штуцер
  • Fuel Filter – Топливный фильтр
  • Fuel Pump – Топливный насос
  • Enrichment Valve – Клапан обогащения смеси
  • Lower Crankcase Check Valve – Нижний обратный клапан картера
  • Oil Injection Pump – Насос подачи масла
  • Pressure Relief Valve – Клапан сброса давления
  • Carburator – Карбюратор
  • Primer Bulb - Заливочная груша / Подсос
  • Check Valve - Обратный клапан
  • Pulse Line – Импульсная линия
  • Oil Reservoir – Масляный бак
  • Bleed Line - Сливная линия (Линия стравливания)
  • Oil Pump Flange Fitting - Фланцевый штуцер маслонасоса
  • 2 PSI Check valve – Давление на обратном клапане 2 фунта на квадратный дюйм
Регулировка начального запуска

"Вворачивать" винт регулировки смеси холостого хода (по часовой стрелке) до тех пор, пока он чуть-чуть не сядет на свое место, а затем отвернуть на 1-1/2 оборота.

Регулировка скорости холостого хода

1. Отрегулировать обороты холостого хода двигателя по инструкциям в разделе 2С «Регулировка зажигания, синхронизация, и другие регулировки».
Винт регулировки горючей смеси холостого хода

1. Запустить и прогреть двигатель. Сбросить газ до холостых оборотов и прогнать на холостом ходу в течение одной минуты.

2. Во время работы двигателя на холостом ходу при включенной передней передаче ВВОРАЧИВАТЬ винт регулировки горючей смеси холостого хода до тех пор, пока двигатель не начнет «чихать» и давать осечки. Затем отвернуть винт назад на одну четверть (1/4) оборота или чуть-чуть больше.

a – Винт регулировки смеси холостого хода.

3. Проверить на слишком бедную смесь при ускорении.
4. При регулировке для того, чтобы добиться плавного и равномерного холостого хода, НЕ ДОПУСКАТЬ обеднения смеси больше, чем необходимо. Если есть сомнения, то из этого положения лучше сделать смесь чуть-чуть богаче.
Регулировка поплавка карбюратора

1. Снять поплавок в соответствии с описанием в разделе "Демонтаж карбюратора" ниже.

2. Снять камеру горючей смеси и прокладку и с помощью карбюраторной линейки проверить уровень установки поплавка.

With Gasket Removed – При снятой прокладке
(надпись на рисунке выше)

a – Металлическая лапка

b – Игла впускного игольчатого клапана

3. Подсоединить пружинный зажим на игле впускного игольчатого клапана к металлической лапке поплавка и посадить иголку в свое седло.

a – Металлическая лапка на поплавке

b – Пружинный зажим

4. При необходимости отрегулировать уровень поплавка, подгибая металлическую лапку (на поплавке), к которой прикреплена впускная игла.
a – Винт регулировки смеси холостого хода
b – Жиклер смеси высоких оборотов
с – Дренаж камеры горючей смеси (Снять пробку)
Регулировка основного жиклера (высоких оборотов)

На карбюраторе установлен жиклер высоких оборотов фиксированного, нерегулируемого диаметра. Резкие изменения погодных условий (температуры и относительной влажности) и/или работа на больших высотах над уровнем моря могут привести к слишком сильному обеднению или обогащению горючей смеси при полностью открытой заслонке, что в свою очередь потребует замены жиклера высоких оборотов. При этом следует учитывать, что установка жиклера меньшего диаметра ведет к обеднению горючей смеси, а жиклера большего диаметра – к ее обогащению.
a – Номер карбюратора
b – Отверстия подачи смеси при переходе
с холостого хода
с – Винт регулировки оборотов холостого хода
d – Трубка-заборник смеси холостого хода
a – Трубка-заборник смеси холостого хода
b – Трубка воздушного канала камеры карбюратора
с – Винт-пробка основного жиклера
* Стандартные жиклеры рассчитаны для работы двигателей на высотах от 0 до 2500 футов (от 0м до 762м) над уровнем моря.
Переоснащение карбюраторов жиклерами для работы на больших высотах над уровнем моря

Карбюраторы с жиклерами, отрегулированными на заводе-изготовителе, предназначены для работы двигателей на высоте 2500 футов (762 м) над уровнем моря. Если двигатель предполагается эксплуатировать на высотах более 2500 футов (762м) над уровнем моря, необходимо заменить старые жиклеры на новые с другими диаметрами отверстий. Каждый раз, когда двигатель должен работать на другой высоте над уровнем моря, в отличие от той, на которой он работал раньше, необходимо установить жиклер нужного типоразмера для работы на соответствующей высоте над уровнем моря, выбрав его по таблице жиклеров карбюратора ниже.
Синхронизация карбюраторов четырёхтактных лодочных моторов
Большинство владельцев импортных лодочных моторов переоценивают безотказность данной техники и игнорируют своевременное ТО, которое на много важнее, чем для наших аналогов. Привозит хозяин в мастерскую своего ''коня '' и жалуется на его здоровье, дрожь замучила и с места не заставить тронуться, а если и заставил, то при езде появляется довольно неплохой аппетит, которого раньше не было. На лице ужас с горем пополам, а счетчик в голове подсчитывает монеты за ремонт своего любимца (как ему кажется) замены половины мотора. Первые признаки неправильной работы карбюраторов: вибрация, плавающие обороты на скорости холостого хода, повышенный расход горючего. Какое же его удивление когда уже вскоре он получает своего друга на капоте которого (при работающем двигателе) можно ставить чашки с чаем не опасаясь за сохранность их содержимого. Из этого следует сделать вывод, что надо лучше следить за своим лодочным мотором и своевременно проводить техническое обслуживание.

Одна из причин наиболее вероятных в нарушении не равномерной работы мотора это засорение каналов холостого хода карбюраторов происходит это из-за отложений, которые накапливаются в процессе работы двигателя. Рекомендуется после каждого выезда, перед тем как снять мотор с лодки запустить его и выработать всё топливо, из карбюраторов предварительно отсоединив бензопровод от двигателя. Такую процедуру следует выполнить, чтобы избежать преждевременных отложений в системе каналов холостого хода карбюраторов лодочного мотора. И еще одна из причин это износ приводов дроссельных заслонок карбюраторов. На скорости холостого хода заслонки стоят в разных положениях и поэтому карбюраторы работают не синхронно. Из-за этого уменьшается мощность (слабо), возрастает расход горючего (умеренно), динамика разгона падает (существенно), работа двигателя на скорости холостого хода (очень не устойчива) ощущаются такие симптомы особенно остро при движении с места. Суть регулировки – установить одинаковый зазор между заслонками дросселя и корпусом диффузора карбюратора на скорости холостого хода. В современных лодочных моторах с электронной системой впрыска, которая имеет не одну общую заслонку для всех цилиндров, а для каждого раздельные, также необходима данная регулировка. Добиться устойчивой работы мотора с использованием щупов довольно сложно даже для профессионалов. Добиться одинакового разряжения во впускном коллекторе мотора это главная задача. Это и будет показателем того, что все заслонки расположены правильно по отношению друг друга, и все цилиндры работают с полной отдачей мощности и синхронно. Произвести такую регулировку под силу самому. Для этого необходим прибор называемый синхронизатором, небольшой набор инструментов и много терпения для компенсации недостатка опыта.

Что такое синхронизатор? Это блок из четырех или двух вакуумметров расположенных на одной направляющей. Собирать самому такой прибор не стоит. Такой прибор должен быть рассчитан на разряжение, соответствующее разряжению во впускном коллекторе при работе лодочного мотора на скорости холостого хода. И еще, это очень важно, вакуумметры должны быть оттарированы так, чтобы при одинаковом разряжении показания манометров были абсолютно идентичны. В некоторых приборах встроены вентиля для уменьшения колебания стрелок при пульсации потока воздуха во впускном коллекторе. Профессионалы без особого труда могут настраивать четырёх и даже шести цилиндровый лодочный мотор синхронизатором, блок которого состоит из 2 - х вакуумметров. Но те у которых опыта еще маловато лучше приобрести прибор состоящий из четырех вакууммеров у такого и точность выше и времени на настройку карбюраторов уходит значительно меньше. Но еще точнее и удобнее для работы это жидкокристаллический прибор имеющий два режима регулировки грубой и тонкой разница в цене минимальна.
Регулировка карбюраторов

1. Проверить скорость холостых оборотов двигателя. Если нестабильна, отрегулировать. (См. главы

Регулировка винта холостых оборотов и Синхронизация карбюраторов ниже.)

2. Проверить диапазон колебания значений вакуума. Если не соответствуют табличным значениям,

отрегулировать. (См. главы Регулировка винта холостых оборотов и Синхронизация карбюраторов ниже.)

Максимальная разница значений вакуума между цилиндрами

5 см ртутного столба (2.0" ртутного столба)

ПРИМЕЧАНИЕ: Карбюраторы синхронизируются за счет регулировки на них вакуума во впускном коллекторе. Для измерения вакуума использовать прибор для настройки карбюраторов - Carburetor Tuner (91-80964A1).

!!! ВНИМАНИЕ
Если карбюраторы работают правильно, регулировку не производить, т.к. излишняя регулировка может привести к плохой работе двигателя.
Регулировка винта холостых оборотов

Для двигателей, сертифицированных по нормативам EPA:

1. Винт регулировки холостых оборотов отрегулирован по нормативам Агентства по охране окружающей среды (EPA) и опломбирован. Регулировка вручную невозможна.

Для двигателей, сертифицированных не по стандартам EPA:

1. После прогрева двигателя вворачивать все винты регулировки холостого хода до тех пор, пока они слегка не сядут на место, т.е. только до касания седла (см. рисунок ниже).

2. Затем вывернуть винт на указанное число оборотов.

Установка винта регулировки холостого хода

Для моделей 75 л.с вывернуть на 2-1/2 ±1/2 оборота

Для моделей 90 л.с. вывернуть на 2 ±1/2 оборота

а - Винт регулировки холостого хода. b - Винт слегка посажен в седло.

c - Винт отрегулирован правильно.

3. Если двигатель работает:

a. плавно:

(1.) Никаких дальнейших регулировок не производить.

b. нестабильно:

(1.) Вворачивать каждый винт до тех пор, пока скорость холостого хода двигателя не упадет приблизительно на 40 об/мин. Затем вывернуть каждый винт обратно на три четверти (3/4) оборота.
Синхронизация карбюраторов

ПРИМЕЧАНИЕ: Карбюраторы синхронизируются за счет регулировки на них вакуума во впускном коллекторе. Для измерения вакуума использовать прибор для настройки карбюраторов - Carburetor Tuner (91-809641A1) ртутный вакуумметр - или вакууметр Vacuummate Tuner (Артикул 91-809871-1).

1.Снять четыре заглушки со впускного коллектора.

2. Установить переходные шланги со штуцерами впускного коллектора в каждое отверстие со снятой заглушкой. Надежно затянуть.

3.Подсоединить прибор для измерения вакуума Carburetor Tuner к переходным шлангам.

4. При использовании для регулировки карбюраторов ртутного вакуумметра установить фильтры для того, чтобы не допустить всасывания ртути в карбюраторы во время резкого изменения положения дроссельной заслонки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Переходные шланги со штуцерами поставляются в комплекте с прибором Carburetor Tuner.

- Заглушки на впускном коллекторе (4)

b - Шланговые переходники (4) от вакуумметра Vacuummate для регулировки карбюраторов c - Шланговые переходники (4) от ртутного вакуумметра для регулировки карбюраторов (4) d - Вакуумметр

5.При погруженном в воду ПЛМ запустить и прогревать двигатель.

6.Переключить ПЛМ на нейтральное положение.

7.Подсоединить тахометр к проводу свечи зажигания цилиндра №1.

8. Отрегулировать скорость холостого хода до значения 1000 об/мин вращением винта упора дроссельной заслонки на карбюраторе №4 в направлении "a" или "b".

ПРИМЕЧАНИЕ: Вращение винта регулировки холостых оборотов:
по часовой стрелке (в направлении "a") будет увеличивать скорость холостых оборотов двигателя. против часовой стрелки (в направлении "b") будет уменьшать скорость холостых оборотов.
a - Скорость холостых оборотов двигателя увеличивается b - Скорость холостых оборотов двигателя уменьшается c - Винт упора дроссельной заслонки

9. Измерить значение вакуума карбюратора №4. При этом установка какой-либо конкретной величины вакуума не имеет значения.

10.Вращать винты регулировки дросселей так, чтобы значение вакуума карбюраторов №1, №2 и №3 были такими же, как и карбюратора №4.

Максимальная разница вакуума между цилиндрами

5 см ртутного столба (2.0" ртутного столба)

ПРИМЕЧАНИЕ: Наблюдать за показаниями тахометра, т.к. во время регулировки обороты двигателя могут изменяться. Продолжать регулировку винта оборотов холостого хода для того, чтобы поддерживать скорость двигателя на уровне 1000 об/мин.

Если измеренное значение вакуума в цилиндрах №4 (базовое значение) составляет 30 см ртутного столба, тогда регулировать вакуум цилиндров №1, №2 и №3 винтами регулировки синхронизации до получения значения 30 см ртутного столба.

11. Несколько раз увеличить обороты двигателя и затем дать двигателю поработать в течение 15 секунд на оборотах холостого хода. Проверить, чтобы значения вакуума оставались в пределах значений в технических характеристиках относительно друг друга. При необходимости отрегулировать повторно.

12. После получения синхронизации карбюраторов отрегулировать скорость обратно до указанного в технических характеристиках значения.

Скорость холостых оборотов двигателя (не на передаче)

850 ± 25 об/мин

13.Заглушить двигатель, снять переходные штуцеры со шлангами и установить на место заглушки.
Made on
Tilda